top of page

Зеленый. Игуана зеленая

Обновлено: 20 мар. 2019 г.

Вернуться в раздел Ситуация с Зеленым у меня была несколько иная, нежели с хамелеоном. Взял я его зимой, в мороз, в полугодовалом возрасте. Малыш был чуть больше обычной лесной ящерицы и крайне перепуганный. Террариума нормального еще не было, но был просторный старый аквариум, куда я его временно определил, снабдив спальным местом и кормушкой.

Здесь ему полгода.

Временный террариум


Честно говоря, я не был уверен, что "потяну" это животное. Я уже немало знал изсобственного опыта про содержание змей, хамелеонов и прочей живности, но с игуаной все казалось сложнее. Правда, особенно хотелось чтобы он поскорее вырос: на видосах в Интернете я насмотрелся много веселых роликов и мне очень хотелось поскорее взрослого и ручного друга. Друг рос. Рос не без приключений - однажды сломал бедро и пришлось возить его в жуткий мороз, на машине, в выходной и потому - аж в зоопарк, где ему наложили подобие гипса. Забегая наперед скажу - срослось, как на собаке.

Перелом и гипс

Но скоро стало ясно, что террариум нужно увеличивать. Причем существенно.

Я пошел на серьезный шаг - спроектировал терр и заказал его в досках по своему чертежу. Метнулся на завод, где вырезал и отшлифовал стекла... Провел электрику, выключатели, установил замки. Прорезал и задекорировал вентиляционные люки, обклеил пробковыми обоями изнутри для удобства когтистого ящера, выпилил отверстия под кормушки и бассейны. Обустроил лежанку под место прогрева. В итоге собрал дом, в котором поместилось бы два меня.

Терр еще без передних дверец, но уже приобрел жилой вид Декор тоже пришлось делать самому. Спилил на берегу озера здоровенную ветку ивы, очистил от коры, высушил и обмотал канатом, чтобы удобнее было лазать по ней. Так Зеленый получил весьма неплохое место проживания. Жизнь налаживалась.

Но пришла новая беда - период гона. Парень (а это был парень - верные признаки шипы на внутренних сторонах бедер) озверел - он бросался на всех и вся и покормить его было просто невозможно. Зверь шипел, бил хвостом, словно кнутом, и отчаянно кусался. Укус Зеленого весьма опасен: две мощных челюсти оснащены буквально двумя бритвами - прорезают сразу до кости и заживает долго. В тот период всем, кто дома помогал мне ухаживать за ним, пришлось несладко. Да и мне приходилось с ним буквально воевать, забирая кормушку или меняя воду.

Когда, наконец, период гона прошел, Зеленый стал существенно спокойнее и я начал осторожно выпускать его побегать с котом по квартире. С котом они не ладили: Зеленый бил его хвостом, а кот в силу любопытства носился за ним по комнате и пытался наподдать лапой...

Постельная сцена

С первых месяцев стало ясно, что наладить отношения и сделать моего Зеленого ручным не получится.

У игуан разные характеры, и более-менее покладистые могут жить, словно коты, всюду следуя за вами, а то и просто, вальяжно валяться на плече, пока вы в магазине делаете покупки. Для американцев это не редкость. Зеленый же, помимо агрессии, обладал третьей космической скоростью и убегал прочь при первой же возможности. Однажды он сбежал из плохо закрытого террариума и вышел на балкон. Половина моего балкона была не застеклена и он выбрался именно на нее. Четвертый этаж, палисадник внизу, а через сто метров - озеро и... лес до горизонта. Я сразу вот прямо так и увидел, как он чешет километраж по лесу... Подобраться к дракону у меня не получалось: он сидел на перилах балкона и пристально следил за мной. Ждать, что будет дальше у меня тоже не было возможности. Я сделал неосторожное движение, а Зеленый - такое же и... полетел вниз. Я перевесился с балкона, но его не увидел. "Ну, вот и все" - решил я, но все-таки схватил плед и понесся на улицу.

...Зеленый сидел под балконом первого этажа в диком офигении. Не думаю, что он сильно ушибся - падая он скользил по жестяным козырькам балконов, было слышно, как он перебирает лапами по ним в попытках зацепиться в падении. Внизу были трава и земля, а в природе зеленые игуаны прыгают иногда даже с 20 метровой высоты. Конечно, для домашнего питомца выход в космос должен был стать потрясением, но скорее всего, без особых последствий. А вот соседский кот, который в этот злосчастный момент сидел в открытом кухонном окне первого этажа, и практически на голову которому в жаркий солнечный день свалился трехкилограммовый крокодил, пребывал в полном недоумении, наблюдая за тем, как я бережно заворачивал в плед неудачливого парашютиста. Весь его взгляд состоял из одного немого вопроса: "Шо это было?!"

Зеленый остался жив и здоров. В шоке он пребывал еще пару дней и не подавал никаких признаков агрессии. Молча сидел в террариуме, переваривая случившееся и взирая на мир озадаченным взглядом. На второй день он начал есть и я понял, что все будет "ок". Приключений с Зеленым вообще было много: было дело, я отдавал его на передержку, когда уезжал в отпуск, и он громил чужие квартиры. Периодически сбегал, кусался или заставлял беспокоиться, то припалив нос о лампу, сто сломав рог на том же носу... Он продолжал нас и радовать, и огорчать. Но одно было постоянным: он рос.



В итоге, маленькая ящеричка, умещавшаяся вначале на женской ладони, превратилась в полутораметрового монстра, весом в пять-шесть килограммов. И по-прежнему достаточно опасного и агрессивного. В лицо он знал только меня и только мне иногда позволял некоторые вольности, например такие, чтобы взять его на руки. Но все равно, я был в группе очень большого риска.



На девятом году жизни у игуандера воспалилась фуфырка (полотнище под подбородком), а затем начался некроз - отмирание тканей. Операцию делать не решились: у игуан весьма часты случаи не выхода из наркоза. В соотношении весьма существенном - 50/50 случаев.

Некроз тканей фуфырки Через некоторое время некроз остановился, воспаление вроде бы ушло. Но через несколько месяцев Зеленый резко перестал греться под лампой, "ушел" с полки в низ терра и категорически отказывался возвращаться на прогрев. Затем почти перестал есть. и пить, начал стремительно худеть. Все стало очевидно - у него развивался рак.

Усыплять ветеринары отказались: сказали, что усыпляют только безнадежных. а этот еще вроде имел шансы. Конечно, мне ничего не стоило свернуть ему шею, мне приходилось убивать много разных животных и игуана не была в числе самых сложных, но когда ты растишь существо с младенчества, практически каждый день в течение десяти лет уделяя ему много внимания - все же надеешься что он или очухается или уйдет сам. Зеленый умер в десять своих лет, так же лежа внизу терра у бассейна. Я ничем не мог ему помочь. Мне осталось только одно: обмерять его (1,5м), осмотреть, сфотографировать на память уже и в мертвом состоянии и похоронить в лесу.

С тех пор террариум стоит пустой и я использую его как светильник. Не могу пока никак решиться завести новое животное, хотя в планах есть змеи, а из терра сделать "little jungle". Но в памяти еще свежи воспоминания о веселом, задорном и подвижном члене семьи - моем Зеленом. Светлая ему память и вечнозеленых снов в густых джунглях. ЭПИЛОГ Если все-таки моя история не сломала в вас желание завести себе такое животное и если вы готовы к тому, что кроме веселых воспоминаний, в вашем архиве рано или поздно появятся такие фото, как у меня над абзацем выше, я готов поделиться с вами своим опытом. Итак,? КАК СОДЕРЖАТЬ ИГУАНУ. Как и всем рептилиям, игуанам нужны: - высокий и просторный террариум, правда иногда до размеров в пол-комнаты; - точка прогрева до 30 и выше градусов; - влажность; - непременно - ультрафиолет и водоем. с чистой водой. Игуану следует купать. Можно каждый день, можно реже, но они очень любят плавать в теплой ванной или сидеть под струйкой воды. В остальном - содержания рептилий схожи, но в своем посте я больше не хочу описывать одно и то же - сейчас в гугле такой информации куда больше. ЧТО ЕСТ ЗЕЛЕНАЯ ИГУАНА: Десять лет весьма успешного содержания иги подтверждают такой рацион: - свежие овощи и фрукты всех видов; - до года (но не позже!) можно немножко добавлять белок и/или мел; - любые не ядовитые растения: особой популярностью пользуются зеленый салат, одуванчики, огурцы. - как можно больше ЗЕЛЕНОГО корма - те же огурцы, зеленые перец и капуста, яблоки. Не стоит давать помидоры - они слабят и некрасиво "выходят" по всему терру. А вот красный сладкий сочный перец - на "ура". Никакой животной пищи, никакого мяса! Зеленая игуана - не варан, она не плотоядна. Животная пища погубит ее и очень быстро. Можно давать пророщенный овес, укроп и прочую растительность. КАК УБИРАТЬ ЗА ИГУАНОЙ Не знаю, у кого как, но у меня между двумя вертикальными отсеками террариума располагалась небольшая секция с дверцами. Поначалу я ставил туда лоток, но Зеленый постоянно в него не попадал, а позже стал не вмещаться и переворачивать. Тогда я придумал стелить туда впитывающую детскую пеленку 60х60см. А чтобы он ее не комкал и не сбрасывал, по периметру я приклеивал пеленку скотчем прямо к стенкам терра. Раз в два дня (или по степени загрязнения) я менял пеленку и террариум почти не приходилось мыть вообще. Разве что протирать иногда в целях профилактики. Моча и прочие выбросы успешно собирались в пеленке и утилизировались. Весьма удобно и экономически достаточно выгодно: упаковка пеленок в 20 штук обходилась в 3-4 доллара, а хватало ее на месяц, а иногда и больше. Согласитесь, что это недорого для избавления вас от ежедневной мокрой уборки. А главное - игуаны чистоплотны и хорошо приучаются к туалету - они сами выбирают место, вам нужно просто его обозначить и поддерживать туалет в чистоте в одном и том же месте. СКОЛЬКО ЖИВУТ ИГУАНЫ И КАКИМИ ОНИ РАСТУТ В природе встречаются игуаны, живущие до 25 лет и вырастающие до 2,5 метров. Но в домашних условиях 8-12 лет - средняя продолжительность жизни. Длинна тела от кончиков морды до хвоста обычно от 1,5 до 2х метров. СОВЕТ НАПОСЛЕДОК: Заводить игуану - крайне ответственное решение. Вы должны быть готовы к тому, что вам придется или уступить ей пол-комнаты для террариума или соорудить большой вольер со всеми необходимыми условиями: лампами, бассейнами, точками прогрева. Следует учитывать немалые расходы на свежие овощи, фрукты и разные дополнительные прибамбасы вроде электроэнергии, пеленок или что вы там в процессе придумаете.

Вы должны помнить, что игуана не кошка, ее сложно оставить на соседку или подружку. И если вы хотите уехать куда-то, этот момент вам нужно тщательно продумывать заранее. не ждите от игуаны тепла и мурлыканья. Если вам повезет - вам достанется бесхарактерная ящерица и вы сможете потискать ее, поиграть с ней или даже положить под одеяло. Но лотерея в том, что вам может достаться зверь с характером агрессивного крокодила, и никакие угрозы, наказания или другие способы воспитания не изменят этот нрав до конца ее дней. И тогда уже вам придется мириться и приспосабливаться. Но никогда не выпускайте вдруг надоевшую игуану в дикую природу: в наших широтах она выживет только в теплое время, а осенью непременно погибнет. Лучше отдайте в питомник, зоопарк, ветеринарную клинику или любителям в живой уголок. В отличие от кошек и собак, игуана не может приспособиться к нашим климатическим условиям. Будьте ответственны и помните, что мы действительно в ответ за тех, кого приручили.

81 просмотр0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
previous-512.png
bottom of page