top of page

СHERNOBYL

Обновлено: 14 июн. 2019 г.


Ну что ж, пришло время и мне сказать несколько слов о сериале «ЧЕРНОБЫЛЬ».

Безусловно, вокруг фильма была создана такая, прямо скажем, рекламоактивная атмосфера, что не посмотреть его было бы непростительно. Однако, я не спешил с этим. И вот почему.


Во-первых, конечно, я ожидал, пока в доступе появятся все серии – такие фильмы нельзя смотреть с перерывом более чем в сутки – теряется эмоциональная связь. Во-вторых, в сети появлялось все больше и больше статей, содержащих свидетельства очевидцев, рассекреченные документы и другие корректирующие правдоподобность и соответствие истине сериального сюжета. Хотелось сначала разобраться, чтобы «исправленному верить».

Все дело в том, что я родился в Киеве, вырос в Киеве и в 1986 году мне было 12 лет. Я уже отлично все понимал, поскольку рос начитанным и далеко не глупым мальчиком, а учитывая, что был сыном двух биологов, немало времени проводил в лабораториях и такие слова как «радиация» и другие непростые значения были мне понятны.

А еще, как я уже писал здесь: https://alexkegly.wixsite.com/blogerman/post/как-я-одичал-начало я вырос на берегах реки Припять, каждое лето отдыхая там с родителями по 2 месяца дикарем. И, разумеется, постоянно посещая города Припять и Чернобыль.


Впоследствии, спустя полгода после аварии, к нам в школу поступило много эвакуированных сверстников, в городе и растущем его районе «Оболонь», где я жил и учился, появилось множество новостроек, которые заселялись бывшими жителями зоны отчуждения. Разумеется, мы быстро сдруживались и общались.

И еще одно отступление.


Об аварии на ЧАЭС моя семья узнала на следующий день. К нам домой приехал приятель отца, к сожалению, я знаю только его имя – Юра. Он был одним из пожарных, тушивших в ночь взрыва станцию. Не спрашивайте меня о подробностях, кто это, как приехал и откуда – я не помню, не знаю, не интересовался, а уже спросить не у кого – сам Юра умер через несколько месяцев и мои родители уже давно не в этом мире. Но я помню, как дядя Юра пришел к нам, сказал закрыть все окна мокрыми тряпками, срочно собираться и валить куда глаза глядят.


Дядя Юра выглядел иначе. Но он спас нам всем жизнь. Он был там.

И уже спустя несколько часов я, мой двухгодовалый брат и бабушка сидели в платцкарте поезда «Киев-Москва» и неслись к бабушкиной сестре в белокаменную. Родители остались в Киеве по каким-то своим причинам и в нечастых телефонных звонках рассказывали, как опустел Киев и ветер гоняет по пустым горячим улицам песок. Позже я напишу об этом песню. Спустя два месяца родители приехали в Москву и оттуда мы все поехали к еще одной бабушкиной сестре (на всякий случай – сестер у бабушки было шесть и все раскиданы по всему Союзу), на этот раз в г. Кандалакшу, практически на Кольский полуостров, под Мурманск. И там провели еще некоторое время, после чего вернулись в отмываемый поливалками Киев.

К чему я рассказал все это? Я являюсь современником и географическим свидетелем происходивших в то время событий. Пусть я находился не в эпицентре, но был киевлянином, а не актером из северного Голливуда. Вот почему достоверность ВСЕГО: событий, декораций, тонкостей – для меня была очень важна. Я бы не смог смотреть фильм, если бы в нем было много выраженных несоответствий. Мне и «Мотыльки», фильм который был снят нашими и у нас, и гораздо раньше, пересмотренный мной многократно, все равно поддергивал настроение кое-какими нечестными деталями. А тут – легко сказать! –иностранцы замахнулись сыграть все это!


Итак, «ЧЕРНОБЫЛЬ».

Прежде всего, актеры. Надо сказать, что я давно не видел такой хорошей актерской подачи от заокеанских актеров. Я не хочу останавливаться на каждом - все сыграли достаточно убедительно и было очень неожиданно видеть некоторых звезд в этих апмлуа. Наконец-то было уделено достаточно много внимания ментальным деталям и линию увели от стереотипов.

Стеллан Скарсгорд (Щербина) и Джарред Харрис (Легасов)

Вымышленный, но важный персонаж Эмили Уотсон - Ульяна Хомюк


Джесси Бакли в роли Людмилы Игнатенко, жены погибшего пожарного-ликвидатора

Практически все персонажи, за исключением, пожалуй, визуально Горбачева и по рассказам очевидцев – деспотизма Дятлова были показаны правдоподобно. Характеры были выдержаны, но не без погрешностей: так, по словам очевидца событий Алексея Бреуса, среди операторов станции не было такого панического страха, какой был показан в фильме. Большинство воспринимали ситуацию стойко и в рабочем режиме.

"Перепуганные" инженеры в фильме

Но я понимаю – для кино нужен драматизм, потому что героическое поведение, или даже уравновешенное состояние, вызванное неведением и имевшее место в реальности, на экране покажутся неправдоподобными.


Алексей Бреус - старший инженер управления на 4м блоке ЧАЭС в 1986. До сих пор живой один из первых очевидцев. Рабочее место - пульт управления реактором.

Не хочу вникать в последовательность и достоверность ряда факторов – да, известно о падении вертолета, но в другое время, по другим причинам, нежели показано в сериале. Да, ряд событий по-киношному сжат или наоборот – расширен. Не уверен, нужно ли было так много времени уделять сюжетной линии отстрела диких животных – вполне достаточно было бы, сократив вдвое, донести всю бесцеремонность этого момента. Я все время ожидал какого-то рокового обстоятельства – например, убийства мародера и местного жителя, наравне с собаками… Но этого не произошло. Зачем же было так много времени показывать «хантеров» – не знаю. Но Фарес Фарес был жестоко харизматичен.

Фарес Фарес & Doghunters Про шахтеров ничего не скажу. Про их функцию я толком ничего не слышал, но изучив ситуацию и рассказы очевидцев, процитирую, что несмотря на адскую жару, "догола они не раздевались, но и облучились на перекурах, а не в недрах".

Команда шахтеров. Кадр из сериала.

Декорации порадовали! Я смог разглядеть очень много деталей на задних планах интерьеров, вплоть до дуршлага на кухне Легасова, ведь точно такой же был у моей бабушки в моем детстве. Даже было приятно удивительно, как столько деталей попало в фильм, если учесть где и как он снимался.

Но, конечно, то, что не давало мне покоя на широких планах – постоянно лезущие в кадр современная архитектура и тотальные стеклопакеты.

Момент со съемок

Спальный район Вильнюса Фабиенишкес сыграл роль улиц Припяти Для тех, кто еще молод – скажу – о стеклопакетах никто еще лет пятнадцать не будет даже слышать после аварии. Их попросту не существовало, а они ну слишком часто показаны крупным планом. Я уже сталкивался с этим явлением в «Мотыльках», но там их нужно было постараться разглядеть, а здесь – стеклопакеты просто повсюду. Небольшая зарисовка Припяти:

Ну а это один из спальных районов Вильнюса, изображающий Припять:

Библиотека им. Вернадского в Киеве в р-не Центрального Автовокзала была нещадно выдана за библиотеку в Москве:

А вот на этом кадре, мне, киевлянину, вообще обидно стало:

Улица Богдана Хмельницкого даже в 1987 году была в КИЕВЕ. Впереди здание - это Крещатик, центральная улица КИЕВА... Зимние кадры с рожающей героиней снимались тоже в Киеве, на массиве Троещина:

Съемки на Троещине. Киев. фото: Dmytro Bondarenko Видео Dmytro Bondarenko: https://www.youtube.com/watch?v=VIGENa_elZM Номера машин в сериале в большинстве своем показаны белыми, но я не могу вспомнить достоверность вида автономеров 1986 года, правда, это не существенно. Все-таки, тогда большинство автономеров были еще черными.

Номера машин в большинстве были черными Так создавалась картинка ЧАЭС:



О воздействии радиации, ожогах и аналогичных деталях я писать не буду. Есть много авторитетных мнений и споров, но, вцелом, говорят, картина получилась правдоподобная.

Порадовала и заключительная серия: несмотря на сугубо научное ее содержание, смотрелась она очень органично и передача сути произошедшего очень важна.

Джаред Харрис в роли Легасова

Итого, мое мнение таково: картина удалась. Весьма.

Хронометраж сериала позволил вписать в себя основные события, без излишней воды и драматургии – четко, содержательно, лаконично. За исключением вышеупомянутого фрагмента. Недавно появилась информация, что Путин отдал приказ переснять аналогичный сериал (!), но, понятное дело, с искаженными в пользу пропаганды фактами и обвинить во всем, в первую очередь, некоего агента ЦРУ, проникшего на территорию ЧАЭС и, соответственно, потенциального диверсанта. Вот только две проблемы: во-первых, сериал от НВО уже облетел мир и достиг высочайших рейтингов. А во-вторых, кого и как бы Кремль и Путин ни хотели переобвинить, трагедия так или иначе произошла, и нравится это или нет адептам советского общества - только идиот может утверждать, что случилась она по вине американцев, а тысячи смертей от лейкемии и онкозаболеваний, включая маленьких детей, игравших на киевских лужайках в те майские дни - не вина чертового "совкового" правительства. Ведь тогда уже не боялись ни Сталиных, ни Путиных, ни лагерей. Но все равно, боялись ответственности. Боялись заявить о своей причастности. И перекладывали ответственность с плеч на плечи, пока не стало так поздно, что уже было все равно, кто виноват. ...Финальная речь Легасова в кино-суде, несмотря на ее научность и благодаря «совковой» подаче Джареда Харриса – внятно и доступно открывает зрителю истинные причины катастрофы, а фильм вцелом – ее печальные последствия. И это дает мне надежду думать, что теперь у будущих поколений есть представление о случившемся и некоторые ответы на вопросы. Потому что у новых поколений весьма смутное представление о трагедии. А знать и помнить о ней – наш долг. Перед всеми ее жертвами. Знать, понимать, делать выводы. Потому что и японская «Фукусима» еще раз подтвердила – не сделанные выводы, не проанализированные ошибки, невнимание к деталям – прямой путь к следующей беде.



И кто знает, будет ли после нее кому и для кого снимать такой фильм?

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Сериал "Чернобыль" показали ликвидаторам аварии. Реакция! https://www.youtube.com/watch?v=J1InILI-jMQ&feature=share

Серіал "Чорнобиль": що було і чого не було під час аварії. Розказує очевидець https://www.bbc.com/ukrainian/features-48498443?ocid=socialflow_facebook&fbclid=IwAR27mXpgz_xgWta9ye_4f8Tstp0cuFUdP20E5rE0O4ABoodEgsWzjm18Qek

Сериал "Чернобыль": "чернобыльский дайвер" Ананенко рассказал, как они на самом деле спускались под реактор https://www.bbc.com/ukrainian/features-russian-48555351?fbclid=IwAR0pu_tKKEBfZSIWpkb4kB1T-H1zDYenTT0rPUzx8iq07dRSPnWIHmNRTCA

10 искажений "Чернобыля". Интервью консультанта сериала за минуту https://www.liga.net/society/interview/10-iskajeniy-chernobylya-intervyu-konsultanta-seriala-za-minutu?fbclid=IwAR1kW10umSgri9laL9kIUdMAjiFaVzn4Zx_HhYkgPwpGceyRl2i0n8uF9tM Где снимали сериал "ЧЕРНОБЫЛЬ": https://www.bbc.com/ukrainian/features-48478949?ocid=socialflow_facebook&fbclid=IwAR0dpJcYJl0RiTHBCbPs4UzMiAvChtTxc2rmcPhWnmx4X5uCuLjVVd3bvv8 ​Раскрыли архивы по Чернобылю - самое страшное оказалось правдой https://www.dialog.ua/ukraine/180881_1560190864?fbclid=IwAR1k3TvBGe-qXr9pCFIRrdU44j9jRFK-1DuSEd58QtbaGRR8-6RK8-U7CP8

Путин поручил переснять сериал Чернобыль, в котором ЦРУ станет виновником ядерной катастрофы https://style.nv.ua/kultura/chernobyl-no-ne-ot-hbo-putin-poruchil-peresnyat-serial-v-kotorom-cru-stanet-vinovnikom-avarii-50025869.html

98 просмотров1 комментарий

Недавние посты

Смотреть все

ДЖОКЕР

previous-512.png
bottom of page