top of page

СМОРЧКОВЫЙ АПРЕЛЬ

Обновлено: 15 апр. 2019 г.



"Люблю сморчки в начале мая" - так можно было бы перефразировать известное стихотворение. Но в этом году (2019) сморчок не заставил себя так долго ждать и принялся заполнять своими изображениями ленту Фейсбука еще с начала апреля. Я, признаюсь, нечасто собирал их, но если приходилось - то начиная с майских, когда уже было ну совсем тепло. Но этой весной меня раззадорили Интернет-грибники и идея стала навязчивой.

Строчок. Ядовитый гриб

Первая вылазка не увенчалась успехом: не встретилась ни сон-трава, ни крокусы, нашел разве что три строчка, которые уверенно считаю ядовитыми, хотя некоторые пытаются этот факт оспаривать. Зато насобирал 6 литров березового сока и успешно вливал в себя его потом целую неделю, ощущая себя друидом.

Березовый сок! Но, я уже не мог остановиться - нужно было срочно найти сморчки и причем не один -два, а как положено - с корзину хотя бы, как у других! И началась охота.

Фото из FB-группы "Грибне Місце" Прежде всего, я сменил лес. Обилие сосен не способствовало поискам, но хороший смешанный влажный биотоп быстро растревожил мою интуицию. Не успев выйти из машины, я наткнулся на несколько строчков - хороший знак. Но, помнится, уже проходили... . Рядом случилось озеро. Вполне себе такое приличное.

Озеро

Озеро - значит влажность, но самое важное было то, что в озеро втекала мелкая и чистая речушка, шириной в два прыжка и глубиной по колено, бурливым потоком прорезающая густую чащу. Вместе со своей верной супругой Леной мы начали чёс. Для этого пришлось растянуться в ширину на два десятка метров и тулить через бурелом. Первые метров триста наводили уныние. Но в этот раз больше повезло Ленчику: -Иди-ка сюда!...

Первые! :) Да, это были сморчковые шапочки. Забавные, мелкие и почти прозрачные - настолько пропитанные влагой. Было их всего штук 5-6, но меня уже обуяло чувство победителя: было понятно, что мы на верном пути. Да, эти несколько штучек едва ли можно было даже сфотографировать достойно, не говоря про их гастрономическую ценность. Но это была маленькая победа.

Через метров триста в чаще берез нашел много установленных кем-то бутылок с березовым соком. Их было десятка два, все полные и стояли явно уже давно. Поэтому, каюсь - одну стащил. В этот раз у меня не было возможности ставить свою тару и ждать. Накануне было несколько дней ливней, на улице температура едва доходила до +10 на солнце и это был всего один такой солнечный апрельский день. К тому же, завтра обещали понедельник, а сморчки вылазят всего на 2-3 недели... Поэтому мы очень спешили. Вскоре удалось наткнуться еще на 2 полянки, где сморчков было с два десятка, правда таких же водянистых и мелких. Но они уже покрыли дно корзинки, а значит мы точно приехали не зря. Я решил попытать счастья в местах, где осенью раньше встречались опята. Пошли вдоль реки и... наткнулись на огромную россыпь срезанных кем-то СТРОЧКОВ. Очевидно, человек собирал их долго и усердно, но впоследствии кто-то пояснил ему их несъедобность, и он их попросту высыпал целую корзину. Было немного жаль эти прикольные на ощупь, резиновые молодые тельца, но кроме как сфотографироваться на фоне этой кучки мне ничего не оставалось. СТРОЧКИ крайне опасны для употребления.

Россыпь строчков...

Идя вдоль реки я наткнулся на совершенно великолепную САРКОСЦИФУ АЛУЮ. Этот вид весенних грибов является настоящим спутников сморчков и, несмотря на свой красный цвет и необычный вид, является съедобным им вкусным грибом. к сожалению, эта встретилась мне одна и я ее все же срезал для фотографии.

Через метров четыреста мы вышли к берегу озера. И тут в кустах я заметил целую россыпь ПЛАСТИНЧАТЫХ СЕРЫХ ГРИБОВ, которые по размеру тянули на любые летние, внешне напоминающие рядовки, но крупные, а то и вообще размером с мухоморы. Для раннего и холодного апреля грибы такого размера меня сильно озадачили! Однако, внимательно изучив и отфоткав, я оставил их нетронутыми - мне этот вид не был знаком. Сейчас есть версия что это "олений" гриб, или ПЛЮТЕЙ. Но однозначно я бы этого утверждать не стал. Пищите в комментариях, если знаете что это могут быть за грибы - фото ниже.


Неидентифицированные грибы После тщательного изучения известных мне полян и прилегающей осиновой рощи, я был разочарован. Сморчков не нашел, нашел множество полян со столами для пикников, сделал несколько простых находок, вроде перочинного ножика, но этим меня было сложно обрадовать. Вдобавок, я невероятно расстроился, обнаружив, что потерял солнцезащитные неплохие очки, которые чудом выпали из кармана, но где?

С таким подпорченным настроением мы решили долго не бродить, а возвращаться к машине с тем, что есть. Ну что же, итоги: минус очки + находки, сок, горстка сморчков - по крайней мере. Леший дал, Леший взял.

Ну хоть пару фото...

Весна...

Но я был бы не я, если бы сдался так просто. Пока Ленчик брела к машине, я устремился по своему пройденному маршруту в поисках очков. Но едва отошел сотню метров, как Лена позвала меня заговорщически: - Подойдешь ко мне? Я понял. Она никогда не выказывала бурной радости, чтобы не привлекать внимания рыбаков и других грибников - вдоль берега слонялось немало людей, цели пребывания здесь которых были разные: от рыбалки до пикника. Но человеку только покажи... Я подошел к поляне, где Ленчик шаманила вприсядку под кустами.

Вся поляна вокруг была усыпана высокими и красивыми сморчками. Их было так много, что я даже забыл сфотографировать вам это чудо - но, уверен, вы уже видели много таких фотографий. Я кинулся охапками вырезать их и за минут 15 мы набомбили с половину большой корзины. Для понимания - штук сто. Радость была неописуемая.

Фото из FB-группы "Грибне Місце" У нас было почти так же, только без цветов.


Я осмотрел окружающий биотоп: большие осины, влажная ямка, много сухой листвы...И большая влажность. Гриб тут был такой, как надо: крупный, плотный, не водянистый, красивый. Конечно, на радостях можно было прочесывать еще подобные места, но времени оставалось немного. Поэтому, изрядно вычистив поляну, мы отправились к машине. Один из рыбаков подошел, с завистью заглянул в нашу корзину и полез в кусты, в расчете на то, что мы что-то пропустили. Но после нас мало что могло остаться. Пока Ленчик шла к машине я все-таки не поленился прочесать триста метров прибрежного маршрута и - о чудо! - потерянные очки свои я нашел! Они ждали меня в аккурат там, где я набрел на бутылки с березовым соком! Очки снова были со мной!

Вот теперь появилось ощущение полной победы: мы возвращались с кучей трофеев и без потерь! Поэтому наши счастливые физиономии уже не отражали, а излучали солнечный свет! Мы прыгнули в машину и крайне довольные собой, весной и апрельским солнцем понеслись домой дегустировать первые деликатесы этого года, любезно подаренные нам Лешим.

Мы довольны!

Трофеи.

Теперь несколько советов и . КАК ВЫГЛЯДЯТ СМОРЧКИ:

Сморчки. ФОТО из ИНТЕРНЕТА


КОГДА и ГДЕ СОБИРАТЬ СМОРЧКИ: Сморчки и сморчковые шапочки растут с начала апреля и до середины мая, в зависимости от погодных условий. Они появляются во влажных смешанных лесах, в прибрежной зоне рек и озер уже при температуре от 0 до +3 градусов Цельсия. Часто могут прятаться под сухой листвой и заметны далеко не сразу. Хотя, если сморчок уже поднялся на ножке - его трудно не заметить. Растут обычно группами, причем достаточно большими - до сотни на небольшой квадратуре, поэтому, если нашли один - ищите вокруг другие. Спутниками сморчков чаще всего бывают грибы саркосцифы алые, растущие на поваленной древесине, крапива молодая, сон-трава, крокусы и другие весенние ништяки. Сморчок тяготеет к осинам. Там где осины взрослые, большие, старые - он наверняка найдется. Но не гнушается и дубами. А вот хвойные его не радуют. В хвойном лесу вы скорее всего, сморчков не найдете. КАК ГОТОВИТЬ СМОРЧКИ: А как и все грибы. В Интернете по этому поводу сотни рецептов, я не стану уделять этому много внимания. Скажу только, что сморчок не только является деликатесом и имеет мясистую структуру и обалденный грибной запах, он еще и чрезвычайно полезен в медицинских целях, в частности, для зрения. Его жарят с луком (я) , тушат в сметане, маринуют и даже сушат.

Так я готовлю их на природе

Сморчки - деликатесы французских ресторанов. У всех разные предпочтения и отзывы об этих способах, поэтому я специально не стану ничего советовать вам - изучить рецепты в Интернете не составит труда, а быть может и выдумать свой. Только будьте осторожны и ни при каких обстоятельствах не экспериментируйте с родственными им СТРОЧКАМИ. Это русская рулетка. Если СТРОЧОК не отравит вас сразу, он может это сделать при повторном употреблении, что является достаточно распространенным фактом. Но внешне эти два гриба перепутать сложно.

Ядовитый строчок


Фото Алекс Кегли и Интернет Ну, а со сморчками мы с вами, вроде бы, разобрались? Если сомневаетесь - присылайте фото!


Приятнейшего аппетита! И конечно же, удачной ОХОТЫ!



81 просмотр0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
previous-512.png
bottom of page